Revista Eslavia 2 (2017)
Это
наша общая история.
Русский Мир в начале XXI века.
Sergio Fernández Riquelme.
(Profesor de la Universidad de Murcia).
Серхио Фернандес Рикельме.
(Профессор
Университета Мурсии, Испания).
"Россия — не человеческая пыль и не хаос.
Она есть прежде всего великий народ,
не промотавший своих сил и не отчаявшийся
в своем призвании. Этот народ изголодался
по свободному порядку, по мирному труду, по
собственности и по национальной культуре.
Не хороните же его преждевременно!"
(Иван
Александрович Ильин,
1950).
После почти столетия гнета, Россия начала XXI века начала восстанавливаться как независимая власть в глобальном мире. Длительный тюремный советский и краткий, но интенсивный, переход к дикому капитализму поставили бывшую Российскую империю (по территории, по истории, по выбору) на край пропасти. Но тоталитаризм Советов и тоталитаризм Рынка уступил «консервативной модернизации» во главе с Владимиром Путиным; формируется проект критического анализа далекого упадочнического Запада в образе Вашингтона.
"Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением. Об этом писал и выдающийся русский, советский философ Алексей Фёдорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, – писал он, – мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное». Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины, и уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна" (Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. 1 декабря 2016 года).
Американский неоколониализм, казалось, победил навсегда. Мировой порядок после II мировой войны, трактуемой как "освобождение", после распада Советского Союза и падения "Берлинской стены" в 1989 году, рассматривался в качестве единственной и вечной всемирной власти, как "конец Истории" (выражение Фукуямы). Нью-Йорк стал образцом города, а Голливуд – эффективным средством разрушения различных национальных идентичностей и культурных традиций. Все должны были преклоняться перед унифицированным американским образом жизни как наилучшим, что достигалось правдами (потреблять и жить, как в Огайо)... и неправдами. Во Вьетнаме, Корее, Центральной Америке, Иране, Афганистане, Ираке, Ливии самые трагические сценарии были навязаны силой. И после падения коммунистического врага, Москвы и Варшавского договора, оставались лишь детали для установления полного господства Нового Мирового Порядка.
Но Россия не капитулировала, ибо кровавый пример Югославии был очень реальным. В угольном Донбассе, на равнинах мифологической Новороссии, на берегах Крыма, на Украине началось становление следующего "русского медведя". Революция Майдана в 2013 году, которой аплодировали западные политики и средства массовой информации, разрушили историческое братство древней Киевской Руси, продвинув границы NATO до пределов самой России. А Владимир Путин стал самодержавным врагом и антитезой прогрессивному и либеральному Западу, который в 2008 году трагически продемонстрировал упадок своей идентичности и целостности (напомнив пророчество Шпенглера и вывод Тойнби). Поэтому русские снова стали восточными варварами, сопротивляющимися своей колонизации; в то время как миллионы обездоленных голодали в западном мире, теряя свои социальные права в беспрецедентном кризисе, за который никто не понес ответственности. "Ник Сунт Леонес" (Hic Sunt Leones)– этот образ снова возник, как в древнем Риме, на геополитических картах неизвестных восточных земель.
“Российская цивилизация зиждется на приоритете духовно-нравственных ценностей. Обращение к ним является единственным действенным оружием против разрушительных процессов в обществе. Возрождение духовности и культуры многонационального народа России — важнейшее условие формирования единой нации. Необходимо пропагандировать и развивать межнациональные культурные связи, вырабатывать согласованную позицию всех этносов, входящих в большую российскую семью, по ключевым аспектам национальной политики государства. Мы должны понимать, что мирное сосуществование всех народов России в единой братской семье — залог будущего великой России” (Аркадий Тумасов Единая нация должна воспитываться”, Известия, 13 декабря 2016).
В противоположность вассальным народам Евросоюза (стареющим и неконкурентоспособным), Россия заявила о себе как то, чем всегда претендовала быть: Евразийской империей самостоятельной цивилизации (Дугин), духовного строя (Прoxaнов), как забытое сообщество испаноязычных стран – Испанидад Рамиро де Маэсту. Это родина русских и сотни других народностей, дом православия и других религий мира, вечная душа между традицией и современностью. Несмотря на собственные ограничения прошлого (предшествовавшая демографическая катастрофа) и настоящего (экономическая зависимость от экспорта углеводородов) правительство Путина восстановило с 2001 года эту имперскую идею как в теории (цитирование Ильина и Бердяева), так и на практике: восстановление населения (его численность достигает более 146 млн. человек в 2015 году), территориальное расширение (возвращение Крыма и Севастополя), экономический рост (5 % в среднем за десять лет), технологические разработки (особенно оборонные и промышленные), защита своего жизненного пространства (Приднестровье, Южная Осетия), заявления о собственной идентичности, создание Евразийского Союза (с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией). Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
В противоположность провозглашенному моральному упадку западного мира, Pусский мир выступил как цивилизация, несущая подлинные традиционные ценности. Это защита самобытности России и ее народов (патриарх Кирилл), экономической самостоятельности, политической власти, военной мощи (Шойгу), традиционной семьи (Мизулина), общественной морали (Милонов), национальной независимости (Рогозин), отечественной культуры (Мединский). Pоссийский проект русского мира активизировался с тех пор, как возникла украинско-российская война. Общественное мнение в России стало официально отстаивать тезис о русском мире, а российское государство —позиционировать себя как покровитель русских и русскоговорящих во всем мире.
Это были черты суверенной империи, служащие примером для народов Европы и Америки, стремящихся восстановить свою идентичность от глобальной унификации, против индивидуалистических либеральных моделей, которые увековечили американское политическое и культурное господство. Соседние страны, такие как Индия, Турция и Сингапур, кажется, следуют его примеру, и в Европе укрепляют свои позиции такие политические партии в Германии, Франции, Венгрии и Италии.
Новая Россия в XXI веке является собой средство испытания, есть ли альтернатива потребительской глобализации, которое сочетает лучшее, что мы унаследовали, и то хорошее, что мы можем усовершенствовать. Личность, достигающая устойчивого развития, и вместе с тем уважение самобытности каждого народа в верности естественному Закону; при помощи истинной социальной Справедливости (когда граждане способны делиться с собратьями), подлинного Социального обеспечения (связывающего, наконец, права и обязанности) и устойчивого социального Порядка (способного объединить всех в общее дело).
Появление исламского государства (ИГИЛ) в результате продолжающихся компаний неоколонизации в исламском мире, демонстрирует эффекты неоколониальной модели.
“Недавно я вернулся с писательского форума. В один из ночных споров у нас сложилось замечательное общество: китаец из Хабаровска, кореец из Подмосковья, еврей из Санкт-Петербурга, нанаец, русский из Электростали, башкирка, якут, поволжский немец из Казахстана. Дискутировали шумно и много, но сходились в одном — в том, что мы русские и мы — Россия. А иначе не может быть в стране, где поездка из Приморья в Карелию напоминает перемещение по галактикам. Однако войны миров нет и не будет” (Платон Беседин, “Идущие за Русской мечтой”, Известия, 16 ноября 2016).
Три джихадиста, родившиеся и воспитанные в республиканской Франции, которые запятнали кровью улицы Парижа, ставят под сомнение систему мультикультурализма без интеграции. Растущее экономическое неравенство и прогрессирующая эксплуатации труда работников ставят под вопрос будущее Государства всеобщего благоденствия. Слабый рост европейской экономики из-за злоупотреблений задолженностью ставит под вопрос будущее неолиберальной системы. Массовая коррупция политических партий – это реальность либеральной демократии. Утрата национального суверенитета под властью торговых корпораций ставит под сомнение само существование национальных государств.
Запад должен вернуться к вопросу о нашей идентичности, о том, кто мы такие и кем мы хотим быть; для восстановления устойчивых сообществ и восстановления ясных ценностей, в условиях, когда ничто не имеет значения, как во времена кризиса, когда все, кажется, рушится.
"Россия — это Большое Пространство и Великую Мысль носит народ ее в своей гигантской континентальной евразийской душе" (Александр Дугин, Katehon, 31.01.2016).
И Россия, много раз погибавшая и гордо оживавшая вопреки всей превосходящей враждебной пропаганде СМИ, в своей борьбе за независимость переживая дипломатическую и экономическую блокаду, выглядит как ценная модель устойчивого развития перед закатом в обозримом будущем экспансионистского и потребительского индивидуализма США, разобщающего общество и поощряющего фундаменталистов.
Наше будущее и наших детей зависит от этого.
"Но как не раз было в истории, таинственными силами этой великой истории на пепелище начался рост. Из черной дыры вышел новый стебель сегодняшнего государства Российского, и оно, преодолевая чудовищное сопротивление, создает новую элиту, вынашивает и вскармливает нового лидера, возвращает оскорбленному и униженному народу достоинство, мечту и надежду. Новое государство Российское восстало из праха и демонстрирует развитие. У него возникли представления о своем будущем. Государство Российское запустило сбереженные великими трудами советские заводы, которые сегодня выпускают лучшие в мире танки, самолеты и подводные лодки. Россия предотвратила распад и сберегла в себе симфонию народов, культур, языков и вероисповеданий. Возвратив себе Крым, вернула русским надежду на победу". (Александр Проханов "Россия — неопалимая купина", Известия, 11 декабря 2016).